Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное 

общеобразовательное учреждение

"Школа № 97"

Тест родительского отношения

 

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств и поступков взрослых людей по отношению к де­тям. С психологической точки зрения родительское отношение — это педагогическая социальная установка по отношению к де­тям, включающая в себя рациональный, эмоциональный и пове­денческий компоненты. Все они в той или иной степени оцени­ваются при помощи опросника, составляющего основу данной методики. 

61 вопрос опросника составляет пять следующих шкал, выра­жающих собой те или иные аспекты родительского отношения: 

1. Принятие — отвержение ребенка. Эта шкала выражает со­бой общее эмоционально положительное (принятие) или эмо­ционально отрицательное (отвержение) отношение к ребенку. 

2. Кооперация. Эта шкала выражает стремление взрослых к сотрудничеству с ребенком, проявление с их стороны искренней заинтересованности и участие в его делах. 

3. Симбиоз. Вопросы этой шкалы ориентированы на то, что­бы выяснить, стремится ли взрослый к единению с ребенком или, напротив, старается сохранить между ребенком и собой психологическую дистанцию. Это — своеобразная контактность ребен­ка и взрослого человека. 

4. Контроль. Данная шкала характеризует то, как взрослые контролируют поведение ребенка, насколько они демократичны или авторитарны в отношениях с ним. 

5. Отношение к неудачам ребенка. Эта, последняя шкала по­казывает, как взрослые относятся к способностям ребенка, к его достоинствам и недостаткам, успехам и неудачам. 

В заключение, после описания методики, мы вернемся к ана­лизу и интерпретации ее результатов в терминах данных шкал. 

Текст опросника 

Отвечая на следующие далее вопросы, испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие с ними с помощью оце­нок «да» или «нет». 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку. 

2. Я считаю своим долгом знать все, о чем думает мой ребенок. 

3. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы. 

4. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют. 

5. Я испытываю к ребенку чувство симпатии. 

6. Я уважаю своего ребенка. 

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни. 

8. Мой ребенок часто мне неприятен. 

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку. 

10. Бывают случаи, когда недоброе отношение к ребенку при­носит ему пользу. 

11. По отношению к своему ребенку я испытываю досаду. 

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни. 

13. Мне кажется, что другие дети потешаются над моим ре­бенком. 

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые за­служивают осуждения. 

15. Мой ребенок отстает в психологическом развитии и для своего возраста выглядит недостаточно развитым. 

16. Мой ребенок специально ведет себя плохо, чтобы доса­дить мне. 

17. Мой ребенок, как губка, впитывает в себя все самое плохое. 

18. При всем старании моего ребенка трудно научить хоро­шим манерам. 

19. Ребенка с детства следует держать в жестких рамках, толь­ко тогда из него вырастет хороший человек. 

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом. 

21. Я всегда принимаю участие в играх и делах ребенка. 

22. К моему ребенку постоянно «липнет» все дурное. 

23. Мой ребенок не добьется успехов в жизни. 

24. Когда в компании говорят о детях, мне становится стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как другие дети. 

25. Я жалею своего ребенка. 

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, то они кажутся мне воспитаннее и разумнее, чем мой ребенок. 

27. Я с удовольствием провожу с ребенком свое свободное время. 

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок взрослеет, и с неж­ностью вспоминаю то время, когда он был еще совсем маленьким. 

29. Я часто ловлю себя на том, что с неприязнью и враждебно отношусь к ребенку. 

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг того, что лично мне не удалось в жизни. 

31. Родители должны не только требовать от ребенка, но и са­ми приспосабливаться к нему, относиться к нему с уважением, как к личности. 

32. Я стараюсь выполнять все просьбы и пожелания моего ре­бенка. 

33. При принятии решений в семье следует учитывать мне­ние ребенка. 

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка. 

35. Я часто признаю, что в своих требованиях и претензиях ребенок по-своему прав. 

36. Дети рано узнают о том, что родители могут ошибаться. 

37. Я всегда считаюсь с ребенком. 

38. Я испытываю дружеские чувства по отношению к ребенку. 

39. Основная причина капризов моего ребенка — это эгоизм, лень и упрямство. 

40. Если проводить отпуск с ребенком, то невозможно нор­мально отдохнуть. 

41. Самое главное — чтобы у ребенка было спокойное, безза­ботное детство. 

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее. 

43. Я разделяю увлечения моего ребенка. 

44. Мой ребенок кого угодно может вывести из себя. 

45. Огорчения моего ребенка мне всегда близки и понятны. 

46. Мой ребенок часто меня раздражает. 

47. Воспитание ребенка — это сплошная нервотрепка. 

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер. 

49. Я не доверяю своему ребенку. 

50. За строгое воспитание дети потом благодарят своих ро­дителей. 
51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка. 

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств. 

53. Мне близки интересы моего ребенка, я их разделяю. 

54. Мой ребенок не в состоянии сделать что-либо самостоя­тельно, и если он это делает, то обязательно получается не так, как нужно. 

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни. 

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть. 

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка. 

58. Я восхищаюсь своим ребенком. 

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей. 

60. Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него. 

61. Ребенок должен дружить с теми детьми, которые нравят­ся его родителям. 

Обработка и оценка результатов 
Для каждого из видов родительских отношений, выясняемых при помощи данного опросника, ниже указаны номера суждений, связанные с данным видом. 

Принятие — отвержение ребенка: 3, 5, 6, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60. 

Кооперация: 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36. 

Симбиоз: 1, 4, 7, 28, 32, 41, 58. 

Контроль: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59. 

Отношение к неудачам ребенка: 9, 11, 13, 17, 22, 54, 61. 

За каждый ответ типа «да» испытуемый получает 1 балл, а за каждый ответ типа «нет» — 0 баллов. Высокие баллы свидетель­ствуют о значительной развитости указанных выше видов роди­тельских отношений, а низкие баллы — о том, что они сравни­тельно слабо развиты. Если говорить конкретно, то оценка и ин­терпретация полученных данных производятся следующим об­разом. 

Высокие баллы по шкале «принятие — отвержение» — от 24 до 33 — говорят о том, что у данного испытуемого имеется выраженное положительное отношение к ребенку. Взрослый в данном случае принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддер­живает планы, проводит с ним достаточно немало времени и не жалеет об этом. 

Низкие баллы по этой же шкале — от 0 до 8 — говорят о том, что взрослый испытывает по отношению к ребенку в основном только отрицательные чувства: раздражение, злость, досаду, даже иногда ненависть. Такой взрослый считает ребенка неудачником, не верит в его будущее, низко оценивает его способности и не­редко своим отношением третирует ребенка. Понятно, что имею­щий такие наклонности взрослый не может быть хорошим педа­гогом. 

Высокие баллы по шкале «кооперация» — 7-8 баллов — яв­ляются признаком того, что взрослый проявляет искренний ин­терес к тому, что интересует ребенка, высоко оценивает способ­ности ребенка, поощряет самостоятельность и инициативу ре­бенка, старается быть с ним на равных. 

Низкие баллы по данной шкале — 1-2 балла — говорят о том, что взрослый по отношению к ребенку ведет себя противополож­ным образом и не может претендовать на роль хорошего педагога. 

Высокие баллы по шкале «симбиоз» — 6-7 баллов — доста­точны для того, чтобы сделать вывод о том, что данный взрос­лый человек не устанавливает психологическую дистанцию меж­ду собой и ребенком, старается всегда быть ближе к нему, удов­летворять его основные разумные потребности, оградить от не­приятностей, 

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — являются при­знаком того, что взрослый, напротив, устанавливает значитель­ную психологическую дистанцию между собой и ребенком, мало заботится о нем. Вряд ли такой взрослый может быть хорошим учителем и воспитателем для ребенка. 

Высокие баллы по шкале «контроль» — 6-7 баллов — гово­рят о том, что взрослый человек ведет себя слишком авторитар­но по отношению к ребенку, требуя от него безоговорочного по­слушания и задавая ему строгие дисциплинарные рамки. Он на­вязывает ребенку почти во всем свою волю. Такой взрослый че­ловек далеко не всегда может быть полезным, как воспитатель, для детей. 

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла — напротив, сви­детельствуют о том, что контроль за действиями ребенка со сто­роны взрослого человека практически отсутствует. Это может быть не очень хорошо для обучения и воспитания детей. Наи­лучшим вариантом оценки педагогических способностей взрос­лого человека по этой шкале являются средние оценки, от 3 до 5 баллов. 

Высокие баллы по шкале «отношение к неудачам ребенка» — 7-8 баллов — являются признаком того, что взрослый человек считает ребенка маленьким неудачником и относится к нему как к несмышленому существу. Интересы, увлечения, мысли и чув­ства ребенка кажутся взрослому человеку несерьезными, и он иг­норирует их. Вряд ли такой взрослый может стать хорошим учи­телем и воспитателем для ребенка. 

Низкие баллы по этой же шкале — 1-2 балла , напротив, сви­детельствуют о том, что неудачи ребенка взрослый считает слу­чайными и верит в него. Такой взрослый, скорее всего, станет неплохим учителем и воспитателем.

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"