Обычная
версия сайта
  Размер шрифта:   Шрифт:   Межсимвольный интервал:   Межстрочный интервал:   Цветовая схема:   Изображения:

Муниципальное бюджетное 

общеобразовательное учреждение

"Школа № 97"

Основные стадии выполнения творческого проекта

 

1.     Обоснование проблемы и потребностей.

 

После выбора темы проекта учащиеся делают его обоснование, где указывают причину выбора (потребность), назначение, область применения, степень значимости в данное время (сейчас).

 

 

2. Краткая формулировка задачи.

 

Разработать и изготовить________________________________________________________

для___________________________________________________________________________

  

     Формулировка задачи должна включать:

  • что за изделия,
  •  для чего она предназначено (его функции): какие потребности человека будут удовлетворены;
  •  кто его будет использовать (конечный пользователь или сектор рынка).

           Открытая формулировка задачи дает большую степень свободы дизайнеру, позволяя ему экспериментировать с дизайн-предложениями. Она не ограничивает, каким должно быть решение проблемы.

     Например, разработать меню для семейного обеда на берегу моря. Предлагаемая еда должна быть питательной, недорогой, легкой (удобной  для транспортировки) и подходить для взрослых и детей. 

     Закрытая формулировка задачи ограничивает дизайнера определенным типом изделия.

     Например, разработать бутерброд из хлеба, ветчины и свежих овощей, который можно было бы легко транспортировать, и который могли бы есть и взрослые и дети.

 

     3. Исследование и анализ.

 

     Цель исследования – получить информацию о том, что необходимо для дальнейшей работы. Учащийся исследует:

  •  литературу, необходимую для работы над проектом;
  •  потребности конечного пользователя включая все, что относится к человеческому фактору (антропометрические данные, где необходимо);
  •  потребности покупателя (если это группа отличается от группы пользователей.)
  •  как дизайнеры решали сходные проблемы в прошлом (историческая справка);
  •  изделия, имеющиеся на рынке в настоящий момент (дизайн-анализ);
  •  моду,
  •  интерьер комнаты (цвет, форма, размер);
  •  соответствующие способы изготовления в промышленности;
  •  способы производства, возможные в школе;
  •  наличие материалов и оборудования;
  •  насколько подходят те или иные материалы;
  •  профессии, связанные с проектированием и изготовлением аналогичного изделия в промышленности.

Результаты исследования должны быть отражены на дизайн-листах. Эти записи могут включать результаты опроса, картинки, вырезанные из журналов и прокомментированные учащимися, запись каких-либо наблюдений, информация из книг о свойствах материалов (например, учебники по физике или химии) и т.п.

      Исследование не может быть представлено только в виде собранного материала. Важны комментарии, выводы.

      Полученная информация  должна быть проанализирована.

      Исследование можно проводить на разных стадиях выполнения проекта.

 

     4. Дизайн-спецификация.

 

Спецификация - это перечень критериев, которым должно соответствовать изделие для того, чтобы быть качественным. Если было проведено достаточно хорошее исследование, то спецификация будет очевидна.

     Дизайн-спецификация может включать следующие заголовки:

·          Что за изделие.

·          Конечный потребитель (покупатель, группа, рынок).

·          Какая потребность будет удовлетворена.

·         Функциональное назначение – что это изделие должно делать.

·          Доступные пределы стоимости.

·          Единичный экземпляр (партия), массовое производство, (прототип).

·          Человеческий фактор:  - рассмотрения пользователя – эргономика в целом;                   

                                                           - психологические факторы;

                                                           - физиологические факторы (включая антропометрические);

                                                           - рассмотрение того, где объект будет использоваться;

                                                           - размер частей (деталей) изделия (например, ручки, кармашки).

·          Материалы: - соответствие заданным функциям;

                                       - доступность;

                                       - стоимость;

                                       - легкость в обработке;

                                       - материалы для частей (компонентов) (например, клей, нитки, застежки).

                                       - вопросы, связанные с окружающей средой.

·          Способы производства:- какое оборудование есть в школе;

                                                          - как изделие может быть изготовлено в промышленности.

·          Техника безопасности: - по отношению к месту изготовления;

                                                          - по отношению к конечному пользователю.

·          Внешний вид: - по отношению к группе потребителей (и покупателей, конечных пользователей);

                                           - стиль;

                                           - цвет;

                                           - отделка.

·         Моральные ценности:- влияние на окружающую среду;

                                          - не наносит ли вред данная технология обществу, в котором это изделие будет изготовлено и будет использоваться;

                                          - каково будет соотношение выгоды (убытка) для общества в результате изготовления этого изделия.

   

       5. Первоначальные идеи.

 

      Учащийся представляет широкий спектр эскизов с комментариями (или описанием идей, в случае работы с пищевыми продуктами). Идеи    должны быть разнообразны.

Лучшие дизайн-листы с первоначальными идеями – это те, которые содержат в себе быстрые, незавершенные концепции, зарисованные на бумагу (простые двухмерные, трехмерные изображения). Первоначальные идеи должны содержать комментарии. Комментарии должны быть и описательные, и оценочные. Для увеличения наглядности, комментарии разного типа следует писать двумя разными цветами.

Чем больше количество идей будет отражено на одном листе, тем лучше будут идеи. Учащийся может синтезировать новую идею посредством комбинации лучших характеристик нескольких предыдущих идей. Это проще сделать, если все идеи изображены на одном листе и их можно охватить одним взглядом.

 

     6. Выбор лучшей идеи.

Представленные идеи должны быть оценены по отношению к критериям, указанным в дизайн-спецификации. Необходимо решить, какая из идей наиболее подходит для дальнейшей проработки.

      Если у учащегося написана хорошая спецификация, он автоматически имеет перечень критериев для оценки первоначальных идей.

      Дизайнер должен одновременно иметь ввиду пять взаимозависимых элементов:

             - форму,

             - назначение,

             - какой материал должен быть использован,

             - какой способ изготовления можно использовать,

             - стоимость изготовления (денежная, а также последствия для окружающей среды и социальные последствия).

      Оценка может быть качественной. В этом случае учащийся просто пишет свои комментарии «за» и «против» по отношению к каждой идее.

Оценка может быть количественной. В этом случае учащийся присваивает определенное количество баллов каждой идее в соответствии с критериями из дизайн-спецификации. В этом случае может использоваться таблица. Каждая идея оценивается по пяти-, десятибалльной шкале. В результате подсчитывается количество баллов, набранных каждой идеей.

 

 

Идея 1

Идея 2

Идея 3

Идея 4

Идея 5

Критерий 1

 

 

 

 

 

Критерий 2

 

 

 

 

 

и т.д.

 

 

 

 

 

Всего баллов

 

 

 

 

 

 

Очень полезным является мнение других людей о предлагаемых идеях. В младшем возрасте ими могут быть одноклассники. В старшем – потребители или покупатели.   

 

     7. Проработка идеи.

В процессе проработки выбранной идеи  посредством дальнейшего обдумывания, исследования, экспериментов  учащийся должен записывать все решения, принятые в процессе проработки и все причины, по которым эти решения были приняты. Завершением этой стадии может быть чертеж, рецепты, компьютерная распечатка, модель.

·         Конструирование и моделирование изделия.

·         Технология изготовления изделия, выполненная в графической форме с использованием инструкционной карты.

№ п\п

Название операции.

Графическое изображение.

Инструменты и оборудование.

Примечания.

 

 

 

 

 

 

В проектах, связанных с пищевыми продуктами, учащиеся пробуют различные варианты сочетания ингредиентов на основе базового рецепта.

·         Организация рабочего места: перечень инструментов и оборудования, используемыех в изготовлении изделия;

                                                           правила техники безопасности (с иглами, булавками, ножницами, на швейной машине, с                                         электроутюгом, ножом, газовой плитой, мясорубкой);

                                                          санитарно-гигиенические требования.

·         Себестоимость изделия.

            С = М + А + Р + Э,  где М - затраты на материалы ( ткань, нитки, фурнитуру, кальку, продукты питания…)

                                   А - амортизация оборудования и инструментов (стоимость     инструмента разделить на произведение количества лет службы на количество изделий, изготовленных на нем за это время)

                                      Срок службы швейной машины – 25 лет, электротоваров–20лет.                                               

  Р -  стоимость работы произведение стоимости 1 часа работы на количество часов, затраченных на изготовление изделия. МРОТ = 4300 рублей,  13% подоходный налог = 559 рублей, 3741 рублей за месяц, 22 рабочих дня по 4 часа, стоимость 1 часа = 42,5 рубля

  Э - затраты на электроэнергию, количество затраченных киловатт (мощность электроприбора умножить на время работы прибора) умножить на стоимость 1 кВт/ч

Перечень затрат

Стоимость затрат за метр, штуку, килограмм, кВа/ч и т.д.

Расход на изделие в метрах, штуках, килограммах, кВа/ч и т.д.

Стоимость затрат на изделие в рублях

М

 

 

 

А

 

 

 

Э

 

 

 

Р

 

 

 

Итого:

 

 

 

 

 

     8. Изготовление изделия.

Учащийся приобретает необходимые знания и навыки для того, чтобы изготовить то, что он разработал. И изготавливает изделие. На этой стадии может быть использовано экспериментирование.

 

   9. Рекламный проспект изделия.

  • Учащийся разрабатывает презентацию изделия или фирмы изготовителя. Товарный знак. Ярлык.
  • Учащийся разрабатывает и изготавливает технический паспорт изделия.
  • Учащийся разрабатывает и изготавливает упаковку для изделия

 

 

     10. Самооценка.

 

 Самооценка изделия учащийся должен провести испытание и самооценку изделия по отношению к критериям, написанным в дизайн-спецификации. Дополнительные комментарии могут быть получены от внешних экспертов (особенно важна оценка специалистов).

Ключевой вопрос: «Удовлетворяет ли изделие потребности, задачи, описанной в краткой формулировке?»

Предложить возможные варианты улучшения изделия.            

Вопросы для самооценки изготовленного изделия:

  • Обращаясь назад к определенной потребности: почему вы начали разрабатывать и изготавливать что-то? Удовлетворяет ли ваше изделие эту потребность? Опишите в целом.
  • Обращаясь к спецификации: соответствует ли ей полученное изделие? Используйте критерии вашей спецификации и напишите свои комментарии под каждым из них.
  • Комментарии пользователей или посторонних людей. Результаты испытаний (как изделие работает на практике).
  • Как его улучшить и (или) направления для дальнейшего исследования.

Самооценка процесса – учащийся оценивает насколько хорошо они использовали свое время, насколько успешными они были на каждой ступени выполнения проекта. Предложить, как можно было бы лучше организовать процесс изготовления изделия.

Вопросы для оценивания качества процесса дизайна:

  • Насколько  Я был успешен в процессе проектирования и изготовления?
  • Правильно ли сформулировал задачу?
  • Было ли исследование сфокусированным, и насколько я его использовал?
  • Написана ли  точная спецификация? В каких моментах она могла бы быть улучшена или изменена? Обоснованы ли каждый из критериев?
  • Разнообразны ли были идеи?
  • Обосновано ли решение при выборе одной из них?
  • Была ли полной проработка выбранной идеи?     
  • Процесс изготовления хорошо спланирован?
  • Правильно ли выбраны инструменты, оборудование и методы изготовления?
  • Соответствовал ли результат проработки (рецепт, выкройка, чертеж) тому изделию, которое я собиралась изготовить?
  • Качественно ли выполнено изделие? Что могло бы быть сделано лучше?
  • Адекватно ли была осуществлена проверка изделия?
  • Насколько хорошо я спланировала и использовала время?
  • Что могло бы быть сделано по-другому, если бы я снова начала разрабатывать это изделие

 

Критерии оценивания выполненных проектов

 

1.   Аргументированность выбора темы, обоснование потребности, практическая направленность проекта и значимость выполненной работы.

 

2.   Объем и полнота разработок, выполнение этапов проектирования, самостоятельность, законченность, подготовленность к восприятию проекта другими людьми, материальное воплощение проекта.

 

3.   Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость.

 

4.   Уровень творчества, оригинальность темы, подходов, найденных решений, предлагаемых аргументов; оригинальность материального воплощения и представления проекта.

 

5.   Качество оформления: соответствие стандартным требованиям, рубрицирование и структура текста, качество эскизов, схем, рисунков; качество и полнота рецензий.

 

6.   Качество изделия, соответствие стандартам, оригинальность.

 Критерии оценивания защиты выполненного проекта

 

1.   Качество доклада: композиция, полнота представления работы, подходов, результатов; аргументированность,  убедительность и убежденность.

 

2.   Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

 

3.   Педагогическая ориентация: культура речи, манера, использование наглядных средств, чувство времени, импровизированное начало, удержание внимания аудитории.

 

4.   Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытия темы и сильных сторон проекта.

 

5.   Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность.

 

 

 

 

Cайт создан по технологии "Конструктор e-Publish"